Казахстан обладает огромным потенциалом в экспорте зерна и должен его реализовывать - ТБИ (АПК-Информ:ИТОГИ №4(58))

Source

APK-Inform

2763

 

 

В начале апреля в г. Нур-Султан успешно прошла вторая международная конференция «KazGrain-2019». Во многом этому способствовала поддержка партнеров мероприятия, в числе которых была Группа компаний ТБИ, второй год подряд выступающая логистическим спонсором конференции. О том, что побуждает оказывать поддержку крупнейшему в Центральной Азии зерновому форуму, а также достигнутых компанией результатах, мы побеседовали с генеральным директором ТБИ Иваном Карамановым.

 

 

 

 

Группа компаний «ТрансБалкИнспекшн» (ТБИ) работает на рынке логистических услуг с 2008 г. За это время компания приобрела огромный опыт в сфере перевозок зерновых грузов из основных зернопроизводящих регионов России: Южного, Центрального и Приволжского федеральных округов. В ближайшее время ТБИ планирует расширить географию своей деятельности на Уральский и Сибирский (включая Алтайский край) ФО.

Главный офис компании находится в г. Новороссийск, крупнейшем морском порту на юге России. Также ТБИ имеет широкую сеть представительств в городах, расположенных на пересечении основных водных, железнодорожных и автомобильных путей России: Воронеж, Ставрополь, Ейск, Тамань, Волгоград, Саратов, Самара.

В настоящее время ГК «ТрансБалкИнспекшн» специализируется на трех основных видах услуг: железнодорожные перевозки и экспедирование, экспортно-импортные контейнерные перевозки, а также портовое экспедирование.

Компания внедрила новый инструмент для аналитики аграрного экспорта – аналитическую платформу Logistic OS, целью которой является создание международной логистической оперативной системы для эффективного сбора, организации, хранения, контроля, оценки и использования данных о мировом товарообороте сельскохозяйственных и ископаемых сырьевых продуктов.

 

- Иван Дмитриевич, группа компаний ТБИ в 2019 г. вновь выступила логистическим спонсором конференции «KazGrain». Чем обусловлен интерес компании к работе с Казахстаном, и как возникла подобная идея?

- Прежде всего, напомню, что Группа ТБИ начала работать с казахстанскими партнерами несколько лет назад, и к моменту проведения первой конференции «KazGrain» в 2018 году у нас уже были наработаны определенные опыт и связи в данном направлении. Интерес к работе с Казахстаном был обусловлен тем, что до недавнего времени казахстанские экспортеры фактически не использовали мощности российских портов Черного моря для расширения своего бизнеса. Те из них, кто пытался применить подобную логистическую схему, в основном контактировали с тремя крупнейшими российскими терминалами – КСК, НЗТ и НКХП, – мощности которых фактически полностью загружены российским зерном, и практически всегда экспортеры из Казахстана получали отказы. В этих условиях мы предложили казахстанским партнерам альтернативную схему – погрузку зерна из вагонов непосредственно на судно. Данное предложение не побоялись принять несколько наших партнеров, и за два года работы мы уже отгрузили по указанной схеме через порт Новороссийск порядка 0,5 млн. тонн казахстанского зерна.

Учитывая значительный потенциал экспорта зерна из Казахстана, мы очень заинтересованы в дальнейшем развитии подобного сотрудничества и видим в этом хорошую перспективу, поскольку маловероятно, что в ближайшее время казахстанское зерно сможет «пробиться» на российские терминалы, мощностей которых уже начинает не хватать и для экспорта российских зерновых.

 

- Прежде чем продолжить разговор о «казахстанском векторе» ТБИ, хотелось бы услышать краткую оценку того, каким он был для Вашей компании между первым и вторым «KazGrain»?

- В последние годы мы действуем по нескольким основным направлениям – железнодорожные перевозки, портовое экспедирование, контейнерные отгрузки. В принципе, на данном этапе мы активно развиваем все эти направления. Так, например, за последний год Группа ТБИ значительно нарастила объемы обработки грузов и увеличила оперируемый парк железнодорожных вагонов. Можно говорить, что мы достаточно успешно продвигаемся в реализации стратегии развития компании, принятой несколько лет назад. Конечно же, есть еще ряд идей, но пока я воздержусь от какой-либо конкретизации, поскольку, как говорится, всему свое время.

 

- Как бы Вы в целом оценили текущие позиции ТБИ на российском рынке зерновой логистики?

- Основным локомотивом нашего бизнеса сегодня являются железнодорожные перевозки. При этом мы не только обеспечиваем сам процесс транспортировки, но и предоставляем грузоотправителям полный комплекс услуг по его оформлению. На сегодняшний день я назвал бы Группу ТБИ достаточно крупной логистической компанией, поскольку на данном рынке в России пока немногие могут предложить клиентам комплексное обслуживание подобного качества.

 

- В каких регионах России сегодня работает ТБИ, и есть ли планы по расширению их количества?

- Сегодня наша деятельность охватывает в основном Южный и Центральный, а также частично Уральский федеральные округа. При этом есть идея «продвигаться на восток», расширяя географию работы в сторону Алтая и Сибири. Работа в этом направлении уже ведется – недавно, например, мы предметно общались с потенциальными партнерами в Алтайском крае. В этих регионах в настоящее время достаточно остро стоит проблема дефицита вагонов, особенно на пике сезона, в результате чего при неплохих урожаях они не могут в полной мере реализовать свой экспортный потенциал. Мы, в принципе, готовы помочь в решении данной проблемы и, как я уже сказал, ведем по этому поводу переговоры с рядом компаний из Сибири.

 

- Группа ТБИ уже не первый год активно сотрудничает с казахстанскими экспортерами зерна. Как Вы охарактеризовали бы текущее состояние данного сотрудничества?

- Можно сказать, что начальный уровень этого сотрудничества мы уже успешно прошли. При этом под начальным уровнем я подразумеваю достаточно непростой переговорный процесс, который происходил с нашими нынешними казахстанскими партнерами. Основной сложностью в переговорах было отсутствие у клиентов опыта работы по предложенной нами схеме «вагон-судно». Эта схема достаточно непроста и для России, а с учетом довольно больших расстояний транспортировки зерна из Казахстана (порядка 2,5-3 тыс. км) она еще больше усложняется. Но, несмотря на это, ряд казахстанских компаний поверили в убедительность наших доводов и решились на сотрудничество. За примерно два года совместной работы они уже наработали определенный опыт, понимают существующие «слабые места» и имеющиеся преимущества данной схемы.

Поэтому сейчас я оценил бы стадию нашего сотрудничества как «среднюю» – начало пройдено, и сегодня наши первые казахстанские партнеры уже делятся своим опытом с другими компаниями, и количество клиентов в Казахстане у нас постепенно растет. Так, если мы начинали работу в этой стране лишь с одной компанией, Fergus, то сегодня уже порядка 5 крупных компаний-экспортеров Казахстана двигаются в этом направлении, и уверен, что их число будет расти.

Повторюсь, что Казахстан обладает огромным потенциалом в экспорте зерна. Поэтому есть куда расти и развиваться.

 

- Вы уже упомянули, что во многом сдерживающими факторами развития зерновой логистики в России и Казахстане являются дефицит вагонного парка и большие расстояния перевозки. Есть ли еще какие-то «тонкие места» в данной сфере, и какие Вы видите пути решения имеющихся проблем?

- Если вернуться к проблеме нехватки вагонов, то она сегодня наиболее характерна именно для казахстанского рынка, особенно в разгар сезона. Мне сложно говорить о путях ее решения, но, очевидно, что, устранив ее, Казахстан мог бы в разы увеличить отгрузки зерна на внешние рынки. Например, экспорт казахстанского зерна через порт Новороссийск в этом случае гарантированно достигал бы порядка 1-1,5 млн. тонн в год.

В подтверждение зависимости объемов экспорта от имеющегося количества свободных вагонов приведу лишь один пример. Обычно в период «высокого экспорта» наши казахстанские партнеры отгружают зерно небольшими судовыми партиями (5-10 тыс. тонн). Сейчас же, когда сезонный пик экспорта в России и Казахстане уже пройден и появилось определенное количество свободных вагонов, объем партий превышает 20 тыс. тонн. А это уже гораздо меньшие затраты на транспортировку, более низкий фрахт и т.д.

Поэтому решение проблемы дефицита подвижного состава – это один из основных путей наращивания экспорта.

 

- Как бы Вы оценили динамику развития и текущее состояние такого достаточно нового для России и Казахстана направления, как контейнерные отгрузки зерна?

- Я бы сказал, что это направление сегодня явно недооценено и имеет просто огромные перспективы дальнейшего развития. В подтверждение данного тезиса сошлюсь на данные разработанной Группой ТБИ логистической он-лайн платформы «Logistic OS», в которой в том числе собраны данные по отгрузкам сельхозгрузов, начиная с 2011 года. Так вот, согласно этим данным, контейнерные отгрузки указанной продукции из российских портов ежегодно увеличиваются «в разы». Если в 2011 г. их объем составлял порядка 100 тыс. тонн в год, то сейчас эта цифра приближается к 1 млн. тонн.

Для Казахстана, я думаю, развитие контейнерных отгрузок является очень перспективным вектором. Сегодня направления экспорта казахстанского зерна, в частности через порт Новороссийск, достаточно ограничены – в основном, это Италия и Турция. В то же время, основными мировыми импортерами зерновых и бобовых в настоящее время являются страны Юго-Восточной Азии, которые зачастую отдают предпочтение закупкам данной продукции небольшими партиями с доставкой, в основном, в контейнерах. Поэтому развитие контейнерных перевозок является для Казахстана той «ниточкой», которая могла бы связать казахстанское зерно с большим количеством новых рынков сбыта.

 

- И вновь возвращаясь в завершение нашей беседы к конференции «KazGrain», последний вопрос: что побуждает Группу ТБИ регулярно оказывать спонсорскую поддержку проведению данного форума?

- Прежде всего потому, что любая конференция – это площадка для общения. Площадка, на которой можно обсудить вопросы с постоянными партнерами и найти новых. Поэтому конференцию «KazGrain» мы рассматриваем именно в этом качестве.

Нас полностью устраивает тематика мероприятия, его формат и организация. Мы считаем взаимовыгодным наше уже сложившееся сотрудничество в проведении «KazGrain» и с удовольствием оказываем и будем оказывать в дальнейшем спонсорскую поддержку работе крупнейшего мероприятия зернового рынка Центральной Азии.

 

Беседовал Александр Прядко

Advertising

Enter