Работа на органическом рынке является для нашей компании наиболее приоритетным направлением – ТОО «Фирма Диканшы» (АПК-Информ:ИТОГИ №4(58))

Джерело

АПК-Інформ

3014

 

 

 

  В условиях высокой конкуренции на мировом рынке, непредсказуемой ситуации с логистикой, а также рекордных цен на ключевые сельхозкультуры казахстанским участникам рынка приходится молниеносно реагировать и приспосабливаться ко всем рыночным изменениям. О том, как дефицит подвижного состава отразился на ценовой конъюнктуре зернового и масличного рынков, о перспективных экспортных направлениях для казахстанской сельхозпродукции, об основных сложностях и ключевых победах мы побеседовали с директором ТОО «Фирма Диканшы» Дмитрием Пампуром.

 

 

 

ТОО «Фирма Диканшы» основано в 2001 г. Основной вид деятельности – экспорт зерновой продукции и продуктов ее переработки. Страны, в которые осуществляются поставки: Таджикистан, Афганистан, Туркмения, Узбекистан, Россия. В 2009 г. на собственной территории в г. Петропавловск был запущен современный производственный мельничный комплекс мощностью до 110 тонн пшеницы в сутки. В последующие годы комплекс развивается и совершенствуется, что позволяет улучшить качество производимой продукции. Ежегодно модернизируя мощности, компания обеспечивает свое развитие и увеличивает спектр возможностей. В 2015 г. запущен в эксплуатацию комплекс приемки, хранения, сушки и подработки различных сельскохозяйственных культур.

Сегодня бренд ТОО «Фирма Диканшы» объединяет ряд направлений деятельности: трейдинг зерновыми и масличными культурами, продуктами их переработки, а также оказание логистических услуг в страны ближнего и дальнего зарубежья. Производство оснащено оборудованием, позволяющим отгружать продукцию в различной упаковке (мешки, big-bag) автомобильным и железнодорожным транспортом (зерновозы, крытые вагоны), как с имеющегося на территории компании ж/д тупика, так и с элеваторов и мест выгрузки по всей территории Республики Казахстан.

В настоящее время «Фирма Диканшы» занимается трейдингом органическими зерновыми и масличными культурами. Сегодня компания может предложить продукцию из органического сырья полбы, такую как крупа из полбы и мука цельнозернового помола из полбы.

 

- Дмитрий Сергеевич, как Вы оцениваете текущий сезон в секторе пшеницы и продуктов ее переработки в Казахстане, как на экспортном, так и внутреннем рынках? Какие особенности смогли бы выделить?

- Текущий сезон характеризуется повышенным спросом, прежде всего, на пшеницу и ячмень, при этом экспорт пшеничной муки в текущем сезоне прогнозируется приблизительно на уровне прошлогодних значений. Согласно данным Министерства сельского хозяйства РК, объем отгрузки зерна на экспорт в 2018 году превысил аналогичный показатель 2017 года на 53%.

Говоря об особенностях текущего сезона, я бы, в первую очередь, отметил резко возросшую активность узбекских покупателей казахстанской пшеницы, на которых в текущем сезоне придется порядка трети от общего объема проданного на экспорт зерна из страны. Возросший спрос Узбекистана обусловлен как высокими темпами прироста населения (более 0,5 млн. чел. за 2018 год), так и планомерными действиями правительства страны, которые выражаются в либерализации валютного законодательства, привлечении рекордных инвестиций в экономику, создании свободных экономических зон с льготным режимом налогообложения, а также началом льготного кредитования приоритетных отраслей хозяйства. Все эти меры приводят к тому, что мы наблюдаем изменение поведения узбекских покупателей на казахстанском рынке зерна. Если раньше они, как правило, не закупали одновременно большие объемы, жестко торговались по цене и просили о поставках с отсрочкой платежа, то в текущем МГ они покупали большие объемы по предоплате, практически не торгуясь, чем в основном и был вызван взрывной характер роста цены на пшеницу в начале текущего сезона.

 

- В 2018/19 МГ казахстанские участники рынка вновь столкнулись с логистическими сложностями и дефицитом подвижного состава. Как удавалось работать в таких условиях? Какую ключевую проблематику могли бы выделить?

- Действительно, несмотря на то, что казахстанские правительственные органы и квазигосударственные собственники вагонов учли печальный прошлогодний опыт с дефицитом подвижного состава (в результате чего основной парк отечественных вагонов к началу текущего сезона находился в Казахстане), на улучшение ситуации с вагонами это особого влияния не оказало, прежде всего из-за увеличившегося объема экспорта пшеницы. Основной негативный момент также состоял в том, что узбекские железнодорожные службы не были готовы к серьезному увеличению грузопотока. Из-за разницы в технических возможностях поставки загруженных товаром вагонов на станции перехода казахстанскими железнодорожниками и дальнейшего перенаправления этих вагонов узбекскими маневровыми службами на запасных путях в октябре-декабре 2018 г. одномоментно скапливалось до 5 тыс. вагонов с казахстанскими товарами.

В таких условиях казахстанским экспортерам пришлось идти на дополнительные затраты, т.к. частные собственники вагонов, воспользовавшись их дефицитом, взвинтили цены. По моим наблюдениям, в текущем сезоне наценка на тариф была максимальной за последнее десятилетие. Как и в прошлом сезоне, крупные частные собственники вагонов снова оказались в абсолютном выигрыше, т.к. в собственном зерновом трейдинге имели неоспоримое конкурентное преимущество даже перед теми крупными трейдерами, которые имели в своем распоряжении значительные финансовые ресурсы и годами наработанные связи с покупателями, но не располагали собственным парком вагонов. Нас же дефицит и высокая стоимость подтолкнули к поиску альтернативных поставщиков вагонов.

Также здесь стоит отметить положительную роль Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен»: благодаря организации круглых столов с участием квазигосударственных собственников подвижного состава и экспортеров удалось добиться как некоторого снижения стоимости вагонов в экспортном направлении, так и отмены штрафных санкций за их сверхнормативный простой. Жаль, что эти меры поддержки экспортеров вступают в силу лишь весной т.г., но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

 

- Среди основных направлений деятельности вашей компании можно выделить производство и экспорт пшеничной муки. Как изменилась география экспорта готовой продукции за последние несколько сезонов?

- Для нашей компании география экспорта производимой нами муки пшеничной пока остается неизменной – это, прежде всего, Афганистан. Но мы не только присматриваемся, но и делаем конкретные шаги в сторону такого перспективного и емкого рынка, как Китай. Здесь стоит положительно отметить деятельность Объединения юридических лиц «Союз зернопереработчиков Казахстана», направленную на помощь казахстанским производителям в ускорении процессов сертификации их производств для экспорта муки в Китай. Некоторые североказахстанские мукомолы в текущем году уже приступили к отгрузке муки в этом крайне интересном направлении.

 

- Какие ключевые проблемы в сбыте пшеничной муки Вы можете выделить в текущем сезоне?

- Существенной проблемой в сбыте пшеничной муки в текущем сезоне является рост цен на зерно, из-за чего стоимость казахстанской муки для конечных потребителей в странах Центрально-Азиатского региона становится неконкурентной. Так, к примеру, Таджикистан применяет дифференцированный НДС при импорте зерна (10%) и муки (18%). Чем выше стоимость зерна, тем больше в абсолютных цифрах стоимости конечного продукта становятся эти 8% разницы в ставке НДС. В свою очередь, при высокой стоимости нашего зерна афганские потребители по традиции начинают переключаться на муку пакистанского производства. Резкий рост расходов на транспортировку, о котором говорилось выше, также снижает возможность ценовой конкуренции с производителями стран Центральной Азии.

Если же абстрагироваться от проблем именно текущего сезона, то стоит отметить и действующие уже несколько лет протекционистские меры поддержки своих производителей муки некоторыми правительствами стран ЦА, такие как повышенный тариф на транзитный провоз казахстанской муки через территорию Узбекистана. Считаю, что отмена подобных нетарифных мер поддержки собственных производителей должна быть предметом обсуждения и урегулирования на межправительственном уровне.

 

- 2018/19 МГ можно смело назвать сезоном рекордно высоких цен, при этом уже в январе т.г. цены на основные зерновые культуры и муку достигли своих пиковых точек. Как такие ценовые колебания повлияли на активность торговли? Каков Ваш прогноз развития ценовой ситуации во второй половине сезона?

- Высокие цены привели к некоторому замедлению торговли, однако речь идет именно о замедлении по сравнению с очень высокими темпами роста в начале сезона. В настоящее время происходит небольшая коррекция цен в сторону их понижения. Однако я не думаю, что коррекция эта будет слишком существенной, и также вряд ли стоит ожидать резкого снижения спроса традиционных покупателей казахстанского зерна. Спрос же на казахстанскую муку, к сожалению, стагнирует во второй половине сезона.

 

- В декабре-январе т.г. некоторые мукомольные предприятия приостанавливали деятельность ввиду слишком высоких цен на продовольственную пшеницу для переработки. Столкнулась ли ваша компания с данной проблемой?

- Да, в январе мы закончили экспортные контракты на поставку муки и в настоящее время переходим на выпуск полнорационного комбикорма на имеющихся у нас мукомольных мощностях. Но в случае изменения конъюнктуры рынка либо открытия для нас рынка Китая после получения соответствующих сертификатов мы готовы возобновить производство муки.

 

- Переходя к рынку масличных, расскажите, пожалуйста, какие культуры являются наиболее перспективными и рентабельными?

- Наиболее перспективной масличной культурой для нашего региона остается лен. К стабильно высокому спросу на данную культуру в начале сезона со стороны среднеазиатских импортеров во второй половине сезона добавился растущий спрос европейских покупателей.

Также к высокорентабельным масличным культурам, выращиваемым в нашем регионе, традиционно относится рапс, спрос европейских потребителей на который в данном сезоне достаточно высок.

Понимая, что повальное увлечение сельхозпроизводителей традиционными видами масличных культур может сослужить аграриям плохую службу в случае изменения мировой конъюнктуры цен вследствие перепроизводства, первый руководитель нашей области К.Аксакалов объявил о планах широкого внедрения в севооборот региона такой высокорентабельной и востребованной культуры, как соя. Мне хотелось бы надеяться на то, что наши аграрии подойдут к этому вопросу ответственно в плане выбора посевного материала, соблюдения сроков сева и агротехнологий возделывания данной, безусловно интересной, культуры.

 

- Рапс и лен традиционно пользуются достаточно активным спросом импортеров. Какие рынки считаете потенциальными для наращивания объемов экспортных поставок отмеченных масличных культур?

- Потенциальными рынками для наращивания поставок данных масличных культур считаю, в первую очередь, традиционные для казахстанских рапса и льна рынки стран Средней Азии (Узбекистан, Афганистан), что связано с высокой динамикой прироста населения в этом регионе и постепенным повышением его жизненного уровня.

Также хотелось бы отметить стабильно растущий спрос европейских потребителей на казахстанские масличные культуры, причем данный спрос относится не только к стабильно из года в год растущему рынку органической продукции, но и к обычным, т.н. «конвенциональным» товарам.

В последние годы к масличным культурам казахстанского производства начинают проявлять интерес покупатели из стран Юго-Восточной Азии и Китая, но для выхода на данные рынки необходимо прорабатывать вопросы сертификации и снижения транспортных издержек.

 

- Совсем недавно ТОО «Диканшы» стало членом Союза производителей органической продукции «Qazaqstan Organic Producer Union». Расскажите об этом подробнее. Какая площадь была сертифицирована под выращивание органики?

- Для нашей компании тема органической продукции не является новой, мы проявляем к ней интерес на протяжении уже почти 10 лет; в европейские страны отгружаем органическую растительную продукцию последние 5 лет. Наша компания работает с сертифицированными по органическому стандарту (с нашим же непосредственным участием) сельхозтоваропроизводителями, которые по согласованию с нами ежегодно планируют свой органический севооборот в зависимости от прогнозируемого спроса на тот или иной органический товар. На сегодняшний день общие органические посевные площади наших партнеров составляют порядка 20 тыс. га.

Работа на органическом рынке является для нашей компании наиболее приоритетным направлением. Несмотря на то, что доля органической продукции в общемировом объеме производства пищевых продуктов составляет примерно 2%, производство органики растет на 10-12% в год, и рост предложения не поспевает за ростом спроса. Тенденция последних лет такова, что к традиционным потребителям органических продуктов питания из стран Западной Европы и США добавляются обеспеченные покупатели из стран ЮВА и Китая, т.к. интерес к правильному питанию, являющемуся основой для увеличения продолжительности и улучшения качества жизни, в настоящее время становится мейнстримом. Я считаю, что количество жителей нашей страны, отдающих приоритет здоровому органическому питанию, должно неуклонно расти и быть на уровне передовых западных стран. Для этого у нас есть огромное преимущество – мы сами можем и должны производить не только сырье для органики (которая потом обратно экспортируется к нам в красивой западной упаковке по западной же стоимости), но и разнообразную доступную органическую продукцию под собственными органическими брендами для своего населения.

Возможности традиционных производителей органической продукции из развитых стран по увеличению предложения данной продукции ограничены количеством доступных для этих целей земель сельхозназначения. И здесь явно прослеживаются возможности для казахстанских производителей занять существенную долю рынка на волне растущего спроса. Казахстанский экспорт продукции растениеводства всегда страдал от более высокой доли транспортных расходов в конечной стоимости товара. Органическое продовольствие изначально существенно более дорогое по сравнению с товаром, выращенным по традиционной технологии, с применением неорганических удобрений и пестицидов. Главным становится вырастить настоящую органическую продукцию, обеспечить ее органический статус на пути к потребителю, а более высокие затраты на транспортировку не являются определяющими. Казахстан со своим огромным запасом неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения мог бы в кратчайшие сроки стать «органической Швейцарией».

 

Казахстанское правительство прекрасно понимает значимость такой перспективы для развития сельского хозяйства, поэтому не только своевременно разработало национальное органическое законодательство, основанное на передовом мировом опыте, но и предпринимает шаги по реализации этих законодательных инициатив. Примером такого подхода является создание под патронатом Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Союза производителей органической продукции «Qazaqstan Organic Producer Union». Я вижу основной задачей союза пропаганду органического земледелия среди казахстанских аграриев путем проведения конференций на местах, в товаропроизводящих регионах, разъяснение принципов работы на органическом рынке, особенностей сертификации самого производства и производимых товаров, помощь в налаживании связей между производителями и зарекомендовавшими себя с лучшей стороны иностранными покупателями органической продукции.

 

- В завершение благодарю Вас за содержательную беседу и прошу поделиться ожиданиями и планами компании.

- Основной задачей нашей компании на ближайшее время является дальнейшее углубление диверсификации как производственных процессов, так и видов и рынков сбыта продукции.

Ожидания наши связаны, в первую очередь, с усилением внимания государства к проблемам производителей и переработчиков сельхозпродукции. Это и комплекс мер, направленных на предотвращение вагонного дефицита на экспортных направлениях, и скорейшее начало частичного субсидирования государством расходов сельхозпроизводителей, связанных с переходом к органическому земледелию. Стоит в данном контексте упомянуть и о совершенствовании налогового администрирования в части исключения мукомольных предприятий из перечня подлежащих особому контролю по Системе управления рисками.

 

Беседовала Полина Калайда

Реклама

Вхід